Почему на американских самолётах разрушается стелс-покрытие?

В июле прошлого года на авиашоу EAA Airventure в США показали современные истребители F-35 и F-22 Raptor. Последний «отличился» своим состоянием – на фотографиях была отчётливо видна коррозия, и рассыпающийся слой «невидимого» покрытия. Это вызвало волну новостей, описывающих то, как в США не умеют строить и ухаживать за самолётами. Что является правдой лишь отчасти. В сегодняшнем тексте мы разберёмся в истоках и причинах «рассыпающегося» покрытия самолётов.

Состояние стелс-покрытия того самого F-22 Raptor, который вызвал бурную дискуссию в СМИ.

«Волшебный» материал

Радиолокационную заметность современных самолётов снижают несколькими способами, одним из которых является стелс-покрытие. Оно состоит из радиопоглощающих материалов (РПМ), которые конвертируют электромагнитные волны радаров в другие типы энергий. Они могут представлять собой синтетические покрытия, сотовые структуры, или изолированные ферромагнетики.

Что примечательно, покрытие разрушилось над местом установки радара AN/AAR-56, который фиксирует пуски вражеских ракет.

На американских самолётах используется широкодиапазонный РПМ на основе ферромагнетика, покрытого изолятором. Материал наносят на фюзеляж самолёта слоем в несколько миллиметров. Это, вкупе с рациональной формой F-22, позволяет снизить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) электромагнитных волн. А чем ниже этот параметр – тем сложнее обнаружить самолёт. Инженеры Lockheed Martin заявляют, что их самолёт обладает ЭПР в 0,0001 квадратного метра. Для сравнения, ЭПР Су-34 примерно равно 1 кв.м. Но чего это стоило американцам?

Плата за невидимость

«Ржавый» F-22, попавший в объективы, приписан к авиабазе в Лэнгли. Этот самолёт «отличился» заметной коррозией, и отколовшимися кусками стелс-покрытия перед кабиной пилота. К этому приводит множество факторов: полёты на малой высоте (пылевая эрозия), базирование в песчаных или влажных регионах. Более того, покрытие разрушается даже от длительных полётов на максимальной скорости.

Вам не показалось — с помощью молотка и зубила происходит очистка поверхностей F-22 от фрагментов стелс-покрытия

Из-за такой «капризности» в американских ВВС ввели нормы допуска целостности покрытия «Раптора» — у самолётов, базирующихся на особо опасных участках, деградация покрытия не должна превышать 10%. А те, F-22, которые находятся в резерве, или используются для тренировок, допускаются к полётам и с 50% покрытия. Отчасти, это обусловлено экономией – восстановление стелс-покрытия F-22 до идеального состояния обходится в 60 тысяч долларов.

Стоит отметить, что восстановление РПМ покрытия F-22 осуществляют в местах базирования этих машин. Со стороны процесс может показаться крайне банальным: фюзеляж очищают от остатков РПМ, нанося новый слой материала. После этого восстановленные части обшивки «запекают».

Полный ремонт покрытия F-22 требует выполнения 150 процедур на 30 панелях. Это занимает до 14 дней. В отдельных случаях возможно восстановление отдельных участков.

Резюмируя вышесказанное, остаётся лишь предположить, что американские военные исходят из своих финансовых возможностей. Нет необходимости тратить деньги – оставляем всё как есть, нужна максимальная эффективность – тратим 60 тысяч долларов, что бы снизить шансы потерять квалифицированного пилота и многомиллионный самолёт. Почему F-22 ржавые? Потому что могут себе позволить.

источник

Let’s block ads! (Why?)

Источник

Загрузка...