Прелюдия экономического убийства Украины

Прелюдия экономического убийства Украины

Западные транснациональные ГМО-гиганты приложили руку к новому фермерскому закону на Украине

На днях на Украине произошло важное событие в аграрной сфере, незаслуженно ускользнувшее от внимания российских СМИ. Вчера весь рунет мусолил вердикт ЕСПЧ о том, что украинский мораторий на продажу сельхозземли нарушает права человека. А между тем ещё 22 мая Верховная Рада ни много ни мало начала ту саму злополучную земельную реформу, которую от Киева вот уже четвертый год подряд требуют провести МВФ, Всемирный банк и Евросоюз. Накануне украинские депутаты приняли закон о поддержке фермеров, который получил название «земельной мини-реформы».

Напомним, что отмена запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения, действующего по старинке на Украине, является главным требованием международных кредиторов. Однако вот уже четвертый год новое руководство страны не может отменить мораторий из-за сопротивления Верховной Рады. Депутаты справедливо опасаются, что новое земельное законодательство, написанное под диктовку западного лобби, приведет к массовой скупке украинских черноземов транснациональными корпорациями и оставит украинцев без земли.

В первую очередь, пострадают фермеры, так как с отменой моратория стоимость аренды взлетит в пять раз. Директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен неоднократно говорила о том, что на Украине занижена рыночная стоимость земли. Якобы поэтому 4,5 млн крестьян ежегодно недополучают около 3 млрд долларов арендных платежей, а бюджет Украины теряет 1,5 млрд долларов потенциальной прибыли. По предварительным оценкам, стоимость одного гектара земли после принятия нового земельного кодекса взлетит до 2,5 тыс. долларов. А это лишит фермеров возможности не только покупать земли, но и брать её в аренду, расширять свои хозяйства.

И вот чтобы снять опасения за судьбу украинских аграриев, Верховная Рада большинством голосов провела накануне в первом чтении так называемый «фермерский закон». Внешне закон выглядит обнадеживающе: в нем прописаны механизмы, открывающие людям доступ к сельхознаделам и снижающие коррупцию на земельном рынке. В частности, для организации фермерского хозяйства вводятся правила бесплатной передачи государственной и коммунальной земли, а также новый механизм земельных торгов. Во главу угла ставится поддержка единоличных хозяйств и минимальное налогообложение.


Среди положительных моментов, отражающих прежние страхи, следует отметить ограничения для нерезидентов и объемов земли. Так, получить землю в аренду под фермерское хозяйство не смогут лица с иностранным гражданством и владельцы более 20 га земли, а сами наделы в течение семи лет нельзя будет тем или иным способом отчуждать (продать, передать в аренду или сменить назначение). Таким образом, законодатели блокировали возможность местным латифундистам и зарубежным корпорациям скупать фермерские наделы. Также законом устанавливается круг лиц, имеющих право на бесплатный пай для организации фермерского хозяйства: это работники социальной сферы, чернобыльцы и ветераны АТО.

Все вроде бы хорошо, если не знать, что речь идет лишь о 25% наделов, учтенных в Земельном кадастре госземель. Большая часть участков просто не внесена в электронный госреестр, что дает рейдерам карт-бланш на изъятие этих земель в пользу «крупняка». «Что происходит с остальными 75% госземель сельхозназначения, а это более 7,5 млн га, — неизвестно», признался эксперт Всемирного банка Денис Низалов, курирующий программу «Поддержка прозрачного управления земельными ресурсами на Украине».

Бардак в системе земельного учета уже спровоцировал рейдерские захваты фермерских земель. Они прошли летом 2017 года в Кировоградской, Днепропетровской и Винницкой областях в преддверии предполагаемого введения моратория на продажу сельхозземли, ожидавшегося с 1 января. Тогда черные риэлторы приехали из Киева с документами кадастрового учета, пользуясь тем, что местные власти не имеют к ним доступа, и пытались изъять якобы причитавшиеся заказчикам земли.

Новый закон страхует фермеров от рейдерских покушений, регламентируя их права в будущем земельном кодексе. Тем не менее, что творится на «неучтенных землях», никто из украинских депутатов не говорит. А там уже давно поселились западные транснациональные гиганты ГМО-индустрии: американские Monsanto, DuPont и Cargil, немецкая Agrarius Ag, шведские Agrokultura AB и East Capital. Все они пользуются положением о развитии биотехнологий, прописанном в договоре об Евроассоциации, и массово скупают «неучтенные земли» Незалежной. Например, шведы владеют 103,7 тыс. гектаров и вывозят на бесплодные почвы Скандинавии украинский чернозем, повторяя практику фашистов времен второй мировой войны. Правда, те срезали лишь 10-20 см плодородного слоя, а в ХХI веке цивилизаторы вывозят все под чистую, оставляя за собой выжженную глину. При этом Запад пользуется тем, что в действующем земельном законодательстве Украины запрета на продажу почв нет.


Более глубокий анализ принятого накануне фермерского закона наводит на мысль о том, что лобби западных ТНК приложили к нему свою руку. Во-первых, ограничен объем земли для бесплатной приватизации: если раньше любой украинец имел право бесплатно приватизировать 2 гектара земли для ведения личного хозяйства, то теперь – лишь один гектар. Ограничен также круг лиц, имеющих право на бесплатное получение земли. Существенные изменения претерпели и аукционы. К участию в них допускаются лишь фермеры, владеющие не менее 20 гектарами земли, а размер гарантийного взноса увеличился в 10 раз. То есть теперь, чтобы фермеру получить дополнительную землю от государства, необходимо предварительно увеличить участок, выкупив землю по повышенной ставке в 2,5 тыс. долларов за гектар. Учитывая небольшой размер дохода работников социальной сферы в сельской местности, рассчитывать на такие финансовые вливания не приходится.

Но это ещё не все. Самое главное, что запрет на передачу земли третьим лицам имеет лазейки. В частности, в законе не установлен запрет на права сервитута (право на проход, проезд, прокладывание коммуникаций и т.д.), которое может быть передано другим лицам. Это грозит тем, что формально земля будет выделяться одним людям, а по факту будет использоваться другими лицами. На Украине земельные участки, особенно для ведения личного подсобного хозяйства, традиционно приватизировались для их перепродажи или передачи в долгосрочную аренду другим субъектам, и новый законопроект данной проблемы не решает. Все это открывает возможности для различного рода манипуляций на аграрном рынке Украины западным «инвесторам» даже в сфере фермерского землевладения. При этом сама система стимулирования фермерских хозяйств доведена до автоматизма: закон обязал местные власти каждый год выставлять на торги не менее половины земель от прошлогоднего объема аукционных торгов.

Таким образом, забота о малых фермерских хозяйствах в переносе на украинские реалии обернулась теми «благими намерениями», которыми «выложена дорога в ад». Ведь судя по «подводным камням», новый закон сулит фермерам не процветание, а разорение в лучших традициях экономического убийства. Спустя четыре года после Майдана, Украина все более ощутимо превращается в сырьевой придаток Запада, пустив в расход самое ценное, что имеет любая страна – свою территорию. Запад, вытягивающий из Украины последние жилы, получает качественные биоресурсы, который майданная власть приносит в жертву ради иллюзорных идей о светлом будущем в ЕС.

источник

Let’s block ads! (Why?)

Источник

Загрузка...