Новый удар по рынку топлива: акцизы повысят в 1,5 раза

Новый удар по рынку топлива: акцизы повысят в 1,5 раза

Федеральное правительство приняло решение с 2019 года отказаться от мер, которые позволили нивелировать резкий рост цен на топливо на внутреннем рынке страны.

Акцизы на топливо, доля которых в розничной цене на АЗС составляет почти 20%, с 1 января будут повышены почти в 1,5 раза, об этом сообщил в интервью РБК зампред правительства, отвечающий за ТЭК, Дмитрий Козак. С каждой тонны бензина сборы увеличатся на 2 тыс. 700 руб., с тонны дизтоплива — на 3 тыс. 700 руб. После данного маневра акцизы вернутся к ранее запланированным правительством уровням.

Однако ситуацию, по мнению экспертов, резко усугубит принятое параллельно решение о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, также с начала 2019 года. Профучастники рынка замечают, что резкий рост цен на АЗС, который наблюдался в апреле-мае этого года, может повториться. Причем в Российском топливном союзе оценивают скачок цен почти на 10%, или 4,5 рубля с каждого проданного литра.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович замечает: «С самого начала было известно, что акцизы будут снижены только до Нового года. Никто особо и не скрывал, что это сугубо временная мера, заключенная в рамках совещания господина Козака с компаниями, которые в обмен обещали тоже не повышать цены. Но опять же до Нового года».

Однако профучастники и аналитики топливного рынка, опрошенные Царьградом, считают, что рост цен может начаться уже осенью этого года, когда прекратится административное воздействие на них в преддверии единого дня голосования, то есть после 9 сентября. Так, по оценке Независимого топливного союза (объединяет АЗС, не входящие в вертикально интегрированные компании), рост стоимости бензина для российского автомобилиста составит не менее 7 рублей.

Наблюдатели сходятся во мнении, что предстоящее повышение на 4,5 рубля за литр бензина это только начало предстоящего масштабного роста цен, которые должны достигнуть уровня среднемировых.

«Будет повышение еще более масштабное для того, чтобы оправдать уже имеющиеся сейчас уровни цен, — замечает в интервью программе «Пронько.Экономика» господин Митрахович. — Это если мы говорим на перспективу нескольких месяцев. Если же вести речь о перспективе нескольких лет, цены будут выравниваться примерно к уровню тех стран, куда наши компании экспортируют нефтепродукты, то есть мы будем ожидать еще более масштабного роста цен в ближайшие пять лет».

С экспертом согласен и президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. В интервью Царьграду он заявил, что есть все основания полагать, что ситуация диспаритета, самая страшная для нашего бизнеса, когда оптовая цена показывает значение выше розничных, скорее всего, повторится.

«Оптовые цены растут, при этом розничные всячески сдерживаются, — указал эксперт. — Повышение НДС на 2%, увеличение акцизов в 2019 году и то, что экспортная альтернатива у нас сегодня находится на 10 тысяч рублей выше, чем цены внутреннего рынка, конечно, все это дает основания полагать, что рост неизбежен».

Профучастники рынка утверждают, что должно произойти выравнивание мировых и внутренних цен. При этом достичь результата можно разными путями.

Глава НТС замечает, что «можно просто отпустить цены, а можно снизить аппетиты регулятора, аппетиты государства в налогообложении. И тогда достичь того же, произвести эту балансировку, но без резкого роста, а возможно, и со снижением розничных цен внутри страны».

В Кабмине заверяют, что пакет мер, которые снимут данную проблему, уже готов. В частности, для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) предусмотрен отрицательный акциз, а также демпфирующая надбавка, которую переработчики сырья получат для компенсации спреда между ценой нефти на глобальном и внутреннем рынках.

«Однажды президента Ельцина спросили, будет ли дефолт. На что он ответил: нет, не будет. Твердо и четко? — Твердо и четко. Через три дня случился дефолт. Заявлять можно все что угодно. Цифры, факты и реальная экономическая ситуация — это вещь, с которой сложно поспорить», — подытожил господин Баженов.

Действительно, т.н. налоговый маневр в нефтяной отрасли, снижение экспортных пошлин на нефть с 30% до нуля и пропорциональное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к 2024 году в конечном итоге увеличит сборы в федбюджет. В ближайшие шесть лет «маневр Кудрина — Силуанова» принесет государству порядка 1,5 трлн руб., львиная доля из которых будет вынута из кошельков российских автомобилистов, «выкрутив руки» отечественным нефтяным компаниям.

Господин Митрахович замечает: политика Минфина в частности и правительства в целом направлена на один-единственный результат – наполнение бюджета, в первую очередь за счет нефтегазовых корпораций.

«Если мы будем и дальше резать эту курицу, которая пока еще несет золотые яйца, финал очевиден. На каком-то этапе выяснится, что компании сокращают инвестиции в переработку, в добычу, во все прочее. Тогда уже налогов все равно не взять. Поэтому эти мысли, которые у нас последние две недели звучат о том, что если слишком сильно передавить налоги, компании перестанут развиваться, эта мысль вообще-то простая, но не все ее разделяют почему-то», — отметил аналитик.

В России принято считать, что нефтегазовый комплекс – это чуть ли не жирующий бизнес. Однако ситуация этого года показала, что «курица», даже в ситуации благоприятной мировой конъюнктуры, при постоянно возрастающих фискальных хотелках Минфина, также имеет предел.

Больше налогов — меньше инвестиций, меньше инвестиций — падение добычи, падение добычи — сокращение фискальной базы и рабочих мест. Эту простую по форме, но концептуальную по сути аксиому должны понять в «главной бухгалтерии» страны. Иначе даже те, кто сейчас дает более 40% всех доходов в России, будут вынуждены «секвестрировать» свой вклад в развитие страны.

источник

Let’s block ads! (Why?)

Источник